ДНИ РОЖДЕНИЯ
Результат
Уфа
Уфа |
2:0 (0:0) |
Сокол
Саратов |
Фото и видео
Анонс
Сокол
Саратов |
- |
Торпедо
Москва |
Видео
Владимиру Литовченко - 70!
Легендарному вратарю саратовского «Сокола» Владимиру Литовченко 3 августа исполняется 70 лет. Эта дата теперь воспринимается в связке с эпитетом «Голкипер семидесятой широты», который отсылает к периоду его выступлений.
Спортивная карьера Литовченко пришлась на тот отрезок, когда «Сокол» редко подавал надежду на серьезные перемены в своей судьбе. В 1972 году победившие в зоне саратовцы были наголову разбиты в финальной «пульке» за выход в первую общесоюзную лигу. Еще через три года футболисты «Сокола» не преодолели стадии полуфинального турнира с участием пяти клубов. Многоступенчатый отбор претендентов на повышение в классе соревнований, существовавший в самом густонаселенном эшелоне советского футбола, заведомо оставлял за бортом немало самобытных команд. Что, однако, не означает отсутствия интриги в чемпионатах такого ранга. Напротив – бились жарко, порой не на жизнь, а на смерть, и в памяти очевидцев этих матчей сохранялись неизгладимые образы. Тем более, что масштабных фигур среди игроков тогда хватало во второй футбольной лиге СССР.
Литовченко провел в этом «кипящем котле» одиннадцать сезонов, в семи из них он выступал практически без замен. У его предшественника на вратарском посту - Анатолия Печерского, общий стаж в «Соколе» длиннее, и в послужном списке больше матчей, вызвавших повышенный резонанс, если учесть этап этого голкипера в столичном «Локомотиве», но в первую очередь – поход за Кубком Союза, когда саратовцы добрались до полуфинала. Зато география поездок Литовченко с командой ничуть не менее впечатляет, чем у старшего коллеги. Главные его маршруты, помимо Поволжья, пролегали в уральской и северокавказской зонах, побывал он в Сибири, Средней Азии. Особняком стоят товарищеские встречи за рубежом, сами по себе – уникальное явление в те годы для наших клубов с периферии. Двадцать восемь часов длился перелет авиалайнера с футболистами «Сокола» на борту – из Москвы в Нигерию, освободившуюся от колониального гнета и удивившую первобытной экзотикой. Рассказывалось о курьезе в ходе той «африканской экспедиции»: преподнесли хозяевам специально привезенный калач, хотя по обычаю такие подношения положены гостям. Произошло это в момент апогея страстей на стадионе в столице страны Лагосе, где коренные игроки, чувствуя перед «Соколом» нехватку собственного мастерства, откровенно грубили. Совсем иной прием ждал в Венгрии. Предложение спарринга с национальной венгерской сборной, где блистали в ту пору несколько звезд мирового класса, нежданно-негаданно поступило перед самым окончанием турне. Видимо, не успев перегореть от волнения, «Сокол» на арене «Непштадион» в Будапеште сыграл непринужденно. Пусть именитые его соперники закономерно победили 4:1, их тренер Рудольф Илловски расточал похвалы саратовцам не только по требованиям этикета. В первую очередь он отметил уверенную манеру Литовченко, назвав его, - «молодой Яшин». Отражая удары, сыпавшиеся как из рога изобилия, вратарь выдавал такие номера «воздухоплавания» и акробатики, что никто из венгров не догадался о его травме руки, полученной в канун поездки.
Владимир Литовченко на поле действовал без перчаток и настолько самоотверженно, что боль от ушибов и повреждений преследовала этого спортсмена по пятам. На матчи он выходил и с высокой температурой и с недолеченным сотрясением мозга. Однажды от удара ему в глаз бутсой, нанесенного форвардом горьковской «Волги», мгновенно набухла гематома, вид которой был настолько ужасен, что одного из впечатлительных товарищей по команде одолел приступ рвоты. Но, казалось, ничто не сломит вратаря-гренадера. «Володя! Литва!» - скандировали зрители в награду за мужество, за высокое мастерство. Как ни странно это на первый взгляд, в других городах, особенно на Кавказе, где у зрелища футбола почти театральный характер, Литовченко чувствовал к себе больше симпатий завсегдатаев трибун, чем в Саратове. Неоднократно его приглашало к себе махачкалинское «Динамо», а при удачном стечении обстоятельств этот голкипер мог перейти в клубы высшей лиги. Однако ни перспектива более достойных, чем дома, заработков, ни соображения престижа не заставили изменить «Соколу». Такая верность родной команде или спортивному обществу тогда была в порядке вещей.
Насчитывающий около 320-и матчей его марафон в чемпионатах страны завершился осенью 1979-го. Мог ли еще поиграть «Литва»? По возрасту – да: для вратаря тридцать лет - лишь начало полного расцвета сил. Но уж видно слишком щедро он расходовал себя в борьбе, где «Соколу» с избытком доставалось поражений, хотя командой руководили опытные тренеры, например, Виктор Карпов, воспитанник куйбышевских «Крыльев Советов». Рано прекратил он выступать за мастеров еще и потому, что им владела мечта вывести в качестве тренера на высокую орбиту футбол в городе своей юности – Энгельсе. Удалась ли в целом эта затея? Судя по числу местных игроков, влившихся в главную областную команду, вполне. Владимир Литовченко точно пионер среди них: можно сказать, по протоптанной им тропинке в «Сокол» пришли Олег Терехин и Сергей Растегаев, впоследствии широко известные в мире футбола. Отмечая такую преемственность, Литовченко, ныне автор шести поэтических сборников, написал стихотворение, которое так и называется – «Первопроходец». Сам он зарекомендовал себя разносторонней личностью, что повесомее, чем просто репутация хорошего игрока.
Александр Гуляев
Все новости